МУЗЫКА КИНО

«Нам нужна одна победа»

«Нам нужна одна победа»  — песня Булата Окуджавы, написанная для художественного фильма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» (1970 г. ) – знаменитого советского фильма о том, как после двадцати лет разлуки боевые товарищи встречаются на похоронах однополчанина. В картине её поёт бывшая фронтовая медсестра Рая ( актриса Нина Ургант). В финале фильма музыкальная тема повторяется в оркестровой аранжировке без слов.


Идея включить в фильм «Белорусский вокзал» песню, написанную Булатом Окуджавой, принадлежала автору сценария Вадиму Трунину. Окуджава согласился участвовать в картине лишь после просмотра уже отснятых фрагментов. Позже поэт говорил, что его привлекла возможность написать окопную песню — «из тех, что на фронте пели». Задача, поставленная создателями картины, была непростой: они предполагали, что песня будет нести в себе основное смысловое наполнение эпилога, а потому в ней должны сочетаться трагический и победный накал. После долгих поисков основной темы родились первые две строчки; дальше работа пошла стремительно. На начальном этапе самым важным для Окуджавы был текст; мелодию он всерьёз не воспринимал и рассматривал её как вспомогательное средство — «просто чтоб легче сочинялось». На «Мосфильме», куда автор принёс рукопись «Десантного батальона», его ждал не только Андрей Смирнов, но и композитор Альфред Шнитке. Их реакция на услышанный марш была диаметрально противоположной: композитору больше понравилась музыка, режиссёру — стихи. Впоследствии именно Шнитке, записавший оркестровую версию песни, настоял на том, чтобы и в фильме, и на вышедшей спустя некоторое время пластинке автором музыки был указан Окуджава.

Песня из фильма, не предназначавшаяся, по мнению исследователей, для участия в парадах, превратилась в «элегический марш и стала гимном десантных войск. Окуджава спустя годы полушутя признавался, что впервые ощутил себя музыкантом, когда увидел по телевизору встречу высоких гостей Советского Союза, прибывших на правительственный аэродром; их движение от трапа самолёта шло под звуки песни «Нам нужна одна победа».

«Смуглянка»
«В бой идут одни „старики“» — советский  художественный фильм режиссёра Леонида Быкова, повествующий о буднях лётчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны, вышел на экраны в 1974 году фильм и собрал 44,3 млн кинозрителей, став четвёртым в прокате и единственным в десятке самых кассовых фильмов, посвящённым тематике Великой Отечественной войны. Фильм, режиссура и актёрская работа были  отмечены наградами республиканских и международных кинофестивалей. Множество фраз героев картины разошлись на цитаты, став частью советского и постсоветского фольклора. Героям фильма, капитану Титаренко и механику Макарычу, были установлены памятники.
Задолго до создания фильма, осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. В неё входило семь песен, в том числе «Смуглянка» – песня о девушке-партизанке. Однако песня в довоенные годы так и не была исполнена. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там её забраковали, сочтя сентементальной. В 1973 году Леонид Быков снял фильм «В бой идут одни старики», – где, будучи режиссёром и исполнителем главной роли, спел и «Смуглянку». Фильм, ставший классикой отечественного кино,   прославил эту песню.
«С чего начинается Родина»
«С чего начинается Родина» — легендарная песня Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского из кинофильма «Щит и меч» 1968 о Великой Отечественной войне, снятый по одноимённому роману Вадима Кожевникова. Мелодия песни является основной музыкальной темой всего фильма.  Эта песня, созданная более пяти десятков лет назад, и в нынешнее время не теряет своей значимости. Авторы композиции, напрямую обращаясь к сердцу слушателя, отразили в ней вечные ценности – уважение и любовь к Родине – тому святому уютному уголку, который в жизни каждого человека играет весомую роль.
«Батальоны просят огня» Минута тишины
Батальоны просят огня» — телевизионный фильм по одноимённой повести Юрия Бондарева. Фильм снят к 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Основа сюжета фильма — важный этап Великой Отечественной войны: форсирование советскими войсками Днепра в ходе летне-осенней кампании 1943 года, а именно — события на Букринском плацдарме южнее Киева. По сюжету одна из дивизий останется без боеприпасов и фактически обречена на гибель. При этом держаться нужно до последнего. Исполнил песню Николай Караченцов, который также сыграл в фильме роль старшего лейтенанта Орлова.
«Бери шинель»
История создания всенародно признанной песни «Бери шинель, пошли домой», написанной композитором Валентином Левашовым на стихи выдающегося поэта Булата Окуджавы, связана со знаменательной датой, которую отмечал советский народ в 1975 году -  тридцатилетней годовщине Великой Победы. Поэты и писатели создавали литературные произведения, в театрах ставили спектакли, а на киностудиях снимали фильмы, посвященные нелегким военным годам. Песня «Бери шинель, пошли домой» - это горестное обращение солдата - пехотинца к своему погибшему товарищу. В этом безответном диалоге поэт Булат Окуджава использует очень понятные слова, наполненные чувством истинного патриотизма. После успеха фильма "В бой идут одни "старики" Леонид Быков решил свою новую картину снова снимать о войне "Аты-баты, шли солдаты..."  Он заранее наметил: мелодия именно этой композиции должна звучать на протяжении всей киноленты. После выхода этого киношедевра, песня   звучала не только в радиопередачах, но также на многих концертных площадках, с телевизионных экранов и даже на военных парадах. Ветераны войны считают её по-настоящему фронтовой и победной.
«Пора в путь дорогу»
Песня «Пора в путь-дорогу» была написана Василием Соловьёвым-Седым и Соломоном Фогельсоном для кинофильма «Небесный тихоход». Фильм повествует о трёх друзьях-лётчиках, которые дали клятву не влюбляться до конца войны, однако по одному нарушают своё обещание. Об истории создания песни рассказывает музыковед Юрий Бирюков. Это, пожалуй, первая песенная удача Соломона Фогельсона — автора сорока восьми песен, написанных им в содружестве с композитором Василием Соловьевым-Седым. Как справедливо подметила биограф композитора, музыковед Софья Хентова, Фогельсон, «сотрудничавший с ним тридцать лет, привлекал его поразительной способностью к метким подтекстовкам, скромной готовностью вникать в композиторскую идею, подчиняя ей слово, следуя за капризными изгибами музыкальной фантазии». Так было и во время работы над песнями к фильму «Небесный тихоход». Снимался он в 1946 году на киностудии «Ленфильм» режиссером С. Тимошенко, в активе которого были уже такие фильмы, снятые в довоенные годы, как «Три товарища» и «Вратарь», музыка и песни к которым были написаны И. О. Дунаевским. И тот очень рассчитывал, что песни из этой новой его картины тоже подхватит и запоет народ, как когда-то «Каховку» и «Эй, вратарь, готовься к бою!». Соловьев-Седой постарался, как говорят, не ударить в грязь лицом. Вначале с А. Фатьяновым им была написана песня «Мы, друзья, перелетные птицы», ставшая своеобразной песенной увертюрой картины. Прозвучала она в исполнении трех друзей-летчиков, «убежденных холостяков», роли которых прекрасно сыграли, а песню спели Николай Крючков, Василий Меркурьев и Захар Нещипленко. А затем это же трио киноактеров прекрасно исполнило песню про «бравых парней» на слова С.Фогельсона «Пора в путь дорогу». Спели они и так обыграли ее, что вот уже шесть десятилетий обе эти песни поются, живут и не старятся.
«На поле танки грохотали»

Тот самый случай, когда спетая в фильме песня намного популярней самого фильма. Про ударившую по танку болванку подхватит любой, а вот сюжет кино вспомнят немногие.

Песня появилась намного раньше кино, и слова в ней были другие. Изначально это была старая шахтёрская песня «Молодой коногон». Именно в этой версии она звучит в фильме «Большая жизнь» 1939 года. В войну текст переделали на новый лад, и получилась песня о танкисте. В фильме «На войне как на войне» пели сами актёры, сыгравшие членов экипажа самоходки.

На всю оставшуюся жизнь

«Мы шли к любви и милосердью
В немилосердной той войне...»

Замечательные строчки из песни, которая впервые прозвучала в художественном фильме «На всю оставшуюся жизнь…» (1975 год).

Литературная первооснова фильма — повесть Веры Пановой «Спутники».

Сюжет фильма незамысловат и негромок: все действие происходит в замкнутом пространстве «поезда милосердия», как называли его раненые солдаты.

Нет в этом рассказе ни впечатляющих батальных сцен, ни жестоких боев лицом к лицу с врагом. Но крови и страданий на долю героев выпадает с лихвой: бомбёжки, страдания и гибель раненых, потеря товарищей…

Писательница Вера Панова писала свою повесть, что называется, с натуры: она сама несколько месяцев провела в таком госпитале на колёсах.