ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПЕСНИ

«Любимый город»

«Любимый город» - История одной песни

«В далёкий край товарищ улетает,
Родные ветры вслед за ним летят.
Любимый город в синей дымке тает,
Знакомый дом, зеленый сад и нежный взгляд...»


Под эту песню вылетали истребители, стреляли «Катюши» и шли солдаты в бой. Она стала гимном лётчиков, потом была снята с эфира из-за текста. И в конце концов превратилась в символ Победы.

«Любимый город» появился в 1939 году в Киеве прямо на съёмочной площадке фильма «Истребители». Песню писали с большими трудностями. Поэт и будущий фронтовик Евгений Долматовский сделал наброски. Марк Бернес, исполнивший главную роль в фильме, их отверг. К творческой компании присоединился композитор Никита Богословский, который отвечал за музыку.

Фильм был предложен в двух вариантах – с песней и без. По итогам 1940 года «Истребители» – лидер советского проката. Его посмотрели больше 27 миллионов зрителей, а песня «Любимый город» моментально стала народным хитом.

Позже её включали в свой репертуар Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон и многие другие артисты – а в апреле 2021 года её спел солист группы «Раммштайн» Тилль Линдеманн.

«Синий платочек»

«Синий платочек» - История одной песни

Дорогие друзья, кадеты и их Наставники! Продолжаем рубрику #историяоднойпесни. Сегодня наш рассказ о музыкальной композиции «Синий платочек», которая была написана в далёком 1939 году:

«Синенький, скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты провожала
И обещала
Синий платочек сберечь…»

Мелодия была написана в Минске и впервые исполнена в 1940 году в ходе предвоенных гастролей в СССР популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». На одном из концертов побывал поэт и драматург Яков Галицкий. Он тут же написал текст к понравившейся мелодии, и уже спустя два дня песня звучала со сцены в исполнении солиста джаз-оркестра Станислава Ландау. Позднее её стали перепевать известные артисты.

Широкое распространение в годы войны получил тот фронтовой вариант «Синего платочка», инициатором создания и первой исполнительницей которого стала замечательная певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко (1906-1984).

Этот вариант песни появился благодаря 22-летнему лейтенанту Михаилу Максимову. После одного из концертов он робко протянул Клавдии Ивановне свои стихи, которые ей очень понравились. С тех пор «Синий платочек» зазвучал в том виде, в котором её знает и любит вся страна.

Как и многие другие лирические произведения, эта композиция не призывала к бою, но напоминала бойцам Красной Армии о мирных временах, свободе и спокойствии, за которые им приходилось бороться.

«Казаки в Берлине»

«Казаки в Берлине» - История одной песни
Поэт и военный корреспондент Цезарь Солодарь в ночь с 8 на 9 мая присутствовал на историческом событии – подписании акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Утром он ехал по разрушенным улицам Берлина и по дороге стал свидетелем эпизода, который и лёг в основу песни. На оживлённом перекрёстке, заваленном покорёженной фашистской техникой, лихо орудовала флажком-жезлом молодая регулировщица. Позже Цезарь Солодарь рассказал: «Вдруг послышался цокот копыт. Мы увидели приближающуюся конную колонну... Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре 41-го года. Не знаю, о чём подумала тогда регулировщица с ефрейторскими погонами, но можно было заметить, что на какие-то секунды её внимание безраздельно поглотила конница. Чётким взмахом флажков и строгим взглядом больших глаз преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев. И затем, откровенно улыбнувшись молодому казаку на поджаром дончаке, задиристо крикнула: - Давай, конница! Не задерживай! Казак быстро отъехал в сторону и подал команду: «Рысью!» Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего командира в направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед, обернулся и на прощание махнул рукой девушке...». В этот же день Цезарь Солодарь набросал первые строчки будущей песни и прочёл их братьям-композиторам Даниилу и Дмитрию Покрассах. Музыку написали уже к вечеру. Вскоре в исполнении Ивана Шмелёва песня «Казаки в Берлине» прозвучала по радио, и её узнала и полюбила вся наша страна.

«Смуглянка»

Гимн поющей эскадрильи был написан за тридцать с лишним лет до выхода популярной киноленты о команде бравых лётчиков-истребителей, в далёком 1940 году. Автором текста «Смуглянки» стал знаменитый советский прозаик и поэт Яков Захарович Шведов. «Вторую жизнь» и всенародную любовь «Смуглянке» подарил Леонид Быков, снявший в 1973 году кинопроизведение, вошедшее в золотой фонд советской киноиндустрии – фильм «В бой идут одни «старики». Позже Леонид Быков писал: Разговаривая с лётчиками, участниками боёв, мы поняли одну очень важную вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном её пламени старшие опытные товарищи стремились сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость – забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни «старики».
«Смуглянка» - История одной песни

Гимн поющей эскадрильи был написан за тридцать с лишним лет до выхода популярной киноленты о команде бравых лётчиков-истребителей, в далёком 1940 году. Автором текста «Смуглянки» стал знаменитый советский прозаик и поэт Яков Захарович Шведов.

«Вторую жизнь» и всенародную любовь «Смуглянке» подарил Леонид Быков, снявший в 1973 году кинопроизведение, вошедшее в золотой фонд советской киноиндустрии – фильм «В бой идут одни «старики». Позже Леонид Быков писал:
Разговаривая с лётчиками, участниками боёв, мы поняли одну очень важную вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном её пламени старшие опытные товарищи стремились сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость – забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни «старики». И другая – не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остаётся людьми в самых жестоких условиях, кто берёт с собой в бой всё светлое, человечное, за что и ведёт битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки?

Будучи режиссёром картины, Леонид Быков не только смог великолепно сыграть в ней главную роль, но и исполнить «Смуглянку» такой, какой её запомнило большинство жителей СССР.

«На полянке»

«На полянке» - История одной песни

В фильме Петра Тодоровского «Верность», снятом по сценарию Булата Окуджавы в 1965 году на Одесской киностудии, звучит именно эта мелодия. Она лейтмотивом проходит через всю картину. Автором слов стал солист-вокалист джаз-оркестра Юрий Цейтлин. Позже он писал:
Песня была исполнена на первом же концерте автором её мелодии певцом Альбертом Гаррисом, звездой предвоенной польской эстрады. Когда в 1939 году фашисты вторглись в Польшу, многие польские артисты нашли приют и защиту в Советском Союзе. Среди них был и Альберт Гаррис, и оркестр Эдди Рознера. Песня сразу же полюбилась и воинам на фронтах, и тем, кто ждал их в тылу. Переживания молодой девушки, которая надеялась на скорое возвращение с войны знакомого танкиста, трогали сердца слушателей:

 

«Подари мне на прощанье
Взгляд твоих чудесных глаз!
Предстоит нам расставанье –
Мы на запад уходим сейчас!..»

Летом 1944 года Госджаз Белоруссии был приглашён в Москву на гастроли и для записи его репертуара на грампластинку. Среди записанных тогда номеров была и полюбившаяся людям песня «На полянке». Правда, при её записи возникла неожиданная заминка: редакторы студии грамзаписи посчитали, что советская песня, которую будут слушать во всех уголках страны, не должна исполняться с заметным польским акцентом, и потребовали замены солиста. Спеть песню «На полянке» пригласили Георгия Виноградова, который в это время был солистом Краснознамённого ансамбля песни и пляски А. В. Александрова. Он настолько хорошо спел «На полянке», что эта песня своей широкой популярностью была обязана не только её авторам, но и лично ему.

«Катюша»

«В землянке» - История одной песни

В Красной Армии эту песню знал каждый боец. «Катюша» родилась за несколько лет до Великой Отечественной войны, в 1938-м. А сегодня её обязательно исполняют в День Победы.

Михаил Исаковский написал первое запоминающееся восьмистишие, а после работа встала. Поэт не знал, что дальше делать с Катюшей, которая ждёт любимого с фронта. Судьба свела его с композитором Матвеем Блантером. Сочинив множество вариантов, наконец, родилась замечательная мелодия «Катюши». Но песни всё ещё не было – стихотворение оставалось незаконченным…

Окончательный сюжет песни определила обстановка того времени: участие советских добровольцев в Гражданской войне в Испании, операция у озера Хасан и предчувствие надвигающейся беды…

Грянула война. В годы лихолетья «Катюша» помогала выжить, поднимая боевой дух и укрепляя в бойцах веру в неизбежную Победу. Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Её именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, – реактивные гвардейские миномёты.  

«Катюшу» стали слушать не только советские солдаты. Итальянские партизаны сделали песню своей. Во Франции мотив известен как гимн Сопротивления. Испанцы и китайцы маршировали под советский хит. Авторский вариант пел и знаменитый хор «Поющие голоса Японии».

А в 1985 году в Москве на XII Всемирном фестивале молодёжи и студентов подобно знаменитому олимпийскому медвежонку «Катюша» стала известна всей планете.

«В землянке»

«В землянке» - История одной песни

Сегодня наш рассказ о музыкальном произведении «В землянке», которое сразу после создания «ушло на фронт».

Всё началось в окрестностях Истры, в десятке километров от столицы, где сегодня установлен памятный знак. Именно здесь в ноябре 1941 года были написаны строчки одной из самых пронзительных песен о войне.

Во время обороны Москвы поэт, фронтовой корреспондент Алексей Сурков приехал в 9-ю стрелковую с редакционным заданием – поздравить личный состав дивизии с присвоением почётного звания «гвардейская» и написать статью об отважных воинах.

Деревня Кашино оказалась как раз на линии фронта. Немцы наступали. Выбраться из окружения можно было только по минному полю. После поэт вспоминал: всю шинель посекло осколками. Под впечатлением пережитого за этот день Алексей Сурков написал жене письмо в стихах.

Целиком стихотворение сложилось через несколько дней, уже в Москве. Ещё через пару месяцев благодаря композитору Константину Листову песню узнала вся страна. «В землянке» приняли душой и сердцем как на фронте, так и в тылу.

«Нам нужна одна победа»

«Нам нужна одна победа» - История одной песни
Когда режиссёр Андрей Смирнов начал снимать «Белорусский вокзал», он понял, что необходима военная композиция, написанная специально для фильма. Уже отсняли большую часть сцен, а песни всё ещё не было. По сценарию в киноленте не было ни одного кадра боевых действий, но песня должна быть «батальной», нести в себе особый смысловой и эмоциональный посыл. Вариантов текстов и мелодий поступало множество, но их отвергали. 📝В какой-то момент было принято решение обратиться к поэту Булату Окуджаве, знавшему о войне не понаслышке. Тот долго сопротивлялся, сетуя на то, что перешёл на прозу. Создать это произведение Булат Шалвович согласился лишь после просмотра отснятого материала. Вскоре Окуджава принёс песню. Послушать её собралась вся киногруппа, включая композитора картины Альфреда Шнитке. Песню исполнили ещё раз – Шнитке сел за фортепьяно, а все присутствующие запели. И стало понятно – это именно то, что нужно. В 1971 году «Белорусский вокзал» вышел на экраны страны. Зритель его безоговорочно принял. Эпизод, где медсестра Рая, которую играет Нина Ургант, поёт песню «Нам нужна одна победа», стал самым пронзительным моментом фильма. В течение 53 лет эта песня остаётся одной из самых популярных песен о Великой Отечественной войне, которая непременно звучит 9 мая, в День великой Победы!  

«Вставай, страна огромная!»

«В землянке» - История одной песни

К концу 1944 года Красная Армия очистила родную землю от врага и восстановила государственную границу СССР. В победном 1945 году война шла уже на вражеской территории. 

Все четыре страшных года Великой Отечественной войны рядом с нашим народом была Песня! Она стала явлением, объединяющим нацию! Лозунг «Песня – фронту» для композиторов и поэтов служил девизом. Была поставлена общая для всех задача: победить врага!

В рамках конкурса «Мелодии победной весны» начинаем рубрику #историяоднойпесни. Сегодня наш рассказ о самой знаменитой песне Великой Отечественной войны.

«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой». Эти слова в нашей стране знает каждый! «Священная война» Александра Васильевича Александрова на стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача впервые прозвучала в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии на пятый (!) день войны на перроне Белорусского вокзала, откуда бойцы отправлялись на фронт.

Песни военных лет... Сколько их, прекрасных и незабываемых. 9 мая, в День Великой Победы, когда на улицы выходит «Бессмертный полк», эти песни поют все! С каждым днём всё дальше уходит это легендарное время, и тем ценнее становятся для нас страницы героической летописи.